ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Уважаемые посетители сайта! Предлагаем вам заполнить анкету для изучения общественного мнения о работе судебных исполнителей. Анкета расположена в разделах "Актуально" и "Общественное мнение"

Декабрь 2018 (7)
Ноябрь 2018 (19)
Октябрь 2018 (19)
Сентябрь 2018 (23)
Август 2018 (10)
Июль 2018 (17)

Управление юстиции » Новости » История главного управления юстиции

Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета было образовано как управление народного комиссариата юстиции БССР при Гродненском областном Совете депутатов трудящихся   14 октября 1944 г. в соответствии с приказом Народного комиссариата юстиции БССР от 14 октября 1944 г. на основании постановления Президиума Верховного Совета БССР от 20 сентября 1944 г. «Об образовании Бобруйской, Гродненской и Полоцкой областей в составе Белорусской ССР».

Первым начальником управления НКЮ БССР при Гродненском областном Совете депутатов трудящихся был Устюжанин Николай Яковлевич (1900 г. рождения, русский, член ВКП(б), обра­зование среднее юридическое).

Заместителями начальника управления НКЮ БССР при Гродненском областном Совете депута­тов трудящихся  в период 1944-1945 гг. назначались - Коновалов Н. А., Соловьев Г.В., Качашкин Г.И.

Журнал регистрации приказов управления НКЮ БССР при Гродненском областном Совете депутатов трудящихся за период с 15 августа 1944 г. по 25 сентября 1945 г. свидетельствует, что в штате управления   числились следующие должности, которые занимали:

1) Начальник управления Устюжанин Николай Яковлевич;
2) заместитель начальника управления Коновалов Николай Архипович;
3) старший ревизор народных судов Филиппова Антонина Васильевна;
4) заведующий статотделом Дорогойченко Мария Ивановна;
5) инспектор статотдела Сидельковская Мария Лазаревна;
6) начальник АХО Колещук Иосиф Афанасьевич;
7) секретарь отдела судов Матошко Ядвига Иосифовна;
8) главный бухгалтер Матошко Антон Иосифович;
9) бухгалтер-ревизор Головня Генрих Мартынович;
10) заведующий секретариатом Шедова Елена Андреевна;
11) начальник финансового отдела Огольцова (Генералова) Ксения Дорофеевна;
12) начальник спецчасти Малиновская Евдокия Иосифовна;
13) ревизор по адвокатуре Столярова Мария Гавриловна;
14) ревизор народных судов Батанов Алексей Захарович.

В структуру управления НКЮ БССР при Гродненском областном Совете депутатов трудящихся (управления) входило само управление, нотариат, коллегия адвокатов, суды (областные, народные). У многих работни­ков отсутствовало высшее либо среднее юридическое образование. Много приезжало молодых специалис­тов, а уже работающие повышали свое образование путем заочной формы обучения. К концу 1945 г.  в органах юстиции по штатному расписанию числилось 88 человек, фактически работало 82.

В первое послевоенное время остро стояла проблема заполнения вакантных должностей. По докладной записке  от 24.10.1944 в Гродненской области было открыто 8 нотариальных контор, но фактически работала только одна в г. Гродно в связи с отсутствием работников. В штате нотариальной конторы г. Гродно числился один сотрудник - Грачева Нина Ивановна, 1916 г.р., образование высшее юридическое, прибыла из Киргизии, г.Фрунзе.

Указом Президиума Верховного Совета БССР от 26 марта 1946 г. Народный комиссариат юстиции БССР был преобразован в Министерство юстиции БССР.

По действующему Положению об управлениях МЮ БССР при областных Советах депу­татов трудящихся, утвержденному постановлением Совета Министров БССР, на управления юстиции возлагались следующие функции:
  • разработка и представление в Министерство юстиции необходимого количества народных судов в области количества подлежащих избранию в каждом районе народных судей и народных заседателей, а также количества судей и народных заседателей в областном суде;
  • организация новых выборов народных судей в случае выбытия народного судьи до истечения срока его полномочий;
  • контроль за соблюдением нарсудами сроков рассмотрения дел, жалоб, исполнением судебных решений;
  • производство ревизии работы судов по рассмотрению уголовных и гражданских дел и ревизии судебных исполнителей;
  • общее руководство деятельностью адвокатуры и юридических консультаций;
  • организация нотариальных контор и руководство их деятельностью;
  • учет кадров;
  • организация и ведение судебной статистики;
  • контроль за правильным расходованием денежных средств местными органами юстиции.
В составе управления    предусматривались следующие отделы: отдел кадров; отдел народных судов и судебных исполнителей; сектор судебной статистики; сектор нотариата; сектор адвокатуры; финансово-хозяйственный сектор; секретная часть; секретариат.

Приказом Министерства юстиции СССР от 23 октября 1954 г. № 67 «О мерах по устране­нию недостатков в организационной структуре и излишеств в штатах административно-управленческого аппарата судов и органов юстиции» в управлении  произведена реорганизация - секретная часть объединена с судебной статистикой, сектор финансово-хозяйственный преобразован в бухгалтерию, сектор адвокатуры и нотариат упраз­днен с сохранением общего руководства за нотариатом.

Управление Министерства юстиции БССР при Гродненском областном Совете депутатов грудящихся прекратило свою деятельность в сентябре 1956 г. на основании Указа Президиума Верховного Совета БССР от 07 сентября 1956 г. «Об упразднении управлений Министерства юстиции БССР при областных Советах депутатов трудящихся».

С 1956 по 1971 гг. полномочия и функции управления Министерства юстиции были возложены на областной суд.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 октября 1970 г. в республике было образовано союзно-республиканское Министерство юстиции БССР и отделы юстиции исполкомов (в том числе Гродненского) областных Советов  депутатов трудящихся. Отдел юстиции исполнительного комитета Гродненского областного Совета депутатов трудящихся  возобновил свою деятельность с 1 февраля 1971 г.

Начальником отдела   был утвержден Мартынчик И.Н.

Мартынчик Иван Никитич, 1924 г, рождения, членКПСС, образование высшее, с 1944г. по 1962 г. работал в должностях- следователя и старшего следователя прокуратуры Гродненской и Барановичской областей, 21 сентября 1962 г. был утвержден в должности инструктора отдела административных- органов Гродненского обкома КПБ, где проработал до 1971г. Участник ВОВ, награжден орденом ВОВ 1 степени, 12 медалями, почетной грамотой ЦК профсоюза и Министерства юстиции СССР. С 22 октября 1985 г. на пенсии.

В 1-м полугодии 1971 г. в Гродненской области действовало 7 нотариальных контор. Из 8 нотариусов высшее юридическое образование имело 6. В данном же полугодии нотариальными конторами совершено 18 086 нотариальных действий, или на 1255 больше по сравнению с первым полугодием 1970 г. Это свидетельствовало о том, что нагрузка на нотариусов постоянно возрастала. Основная нагрузка приходилась на нотариусов Гродненской, Лидской, Слонимской нотариальных контор.

Положение об отделе юстиции исполнительного комитета областного Совета народных депутатов было утверждено постановлением Совета Министров БССР от 10 сентября 1973 г. № 293.  В соответствии с названным Положением отдел юстиции в своей деятельности подчиняется как областному Совету народных депутатов и его исполнительному комитету, так и Министерству юстиции БССР.

Отдел юстиции исполнительного комитета Гродненского областного Совета депутатов трудящихся осуществлял организационное руководство районными (городскими) народными судами, методическое руководство и координацию работы по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства, руководство нотариатом, а также общее руководство адвокатурой в области.

В соответствии с годовым отчетом о работе отдела юстиции Гродненского облисполкома в 1983 г. на территории области имелось 20 народных судов, из них однокомплектных 9; нотари­альных контор 22, однокомплектных 18, в т.ч. в сельской местности 17. Штат был полностью укомплектован (168 человек). Практически все работники нотариальных контор имели высшее либо незаконченное высшее образование.

Постоянно проводились республиканские курсы повышения квалификации работников органов юстиции Гродненской области.

Решением Гродненского областного Совета народных депутатов   от 28 сентября 1988 г. № 59 отдел юстиции исполнительного комитета Гродненского областного Совета народных депутатов был преобразован в управление юстиции со следующими отделами: организационного обеспечения деятельности судов, загса и нотариата, архивного отдела, бухгалтерии, общего отдела. Архивный отдел оставался в составе управления юстиции до 21 февраля 1989 года.

В соответствии с решением Гродненского областного исполнительного комитета от 27 июня 2006 г. № 390 на главное управление юстиции возложена функция в части организации осуществления государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов», которое вступило в силу с 1 октября 2006 г., было установлено, что обязательной юридической экспертизе подлежат нормативные правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня. Осуществление такой экспертизы возложено на  управления юстиции облисполкомов.

В соответствии с распоряжением председателя Гродненского областного исполнительного комитета от 28 ноября 2006 г. № 432р «Об утверждении структуры и штатов Гродненского областного исполнительного комитета и его структурных подразделений» отдел по архивам и делопроизводству Гродненского облисполкома был включен в состав управления юстиции. Распоряжением председателя Гродненского облисполкома от 7 июля 2007 г. № 271р «О внесении изменений и дополнений в распоряжение председателя Гродненского областного исполнительного комитета от 28 ноября 2006 г. № 432» управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета было переименовано в главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета.

27 ноября 2013 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь», которым утверждено Положение об организации деятельности нотариусов в Республике Беларусь. Указ  № 523 и Положение устанавливают принципы организации деятельности нотариусов в Республике Беларусь с 1 января 2014 гожа: самоуправление, самофинансирование, единый статус нотариуса, регулирование нотариальной деятельности и контроль за ее осуществлением со стороны государства. Для обеспечения доступности нотариальных услуг главные управления юстиции облисполкомов,   Мингорисполкома совместно с Белорусской нотариальной палатой наделяются правом координировать в регионах деятельность нотариусов по ведению наследственных дел, замещению временно отсутствующих нотариусов и осуществлять другие контрольные функции по соблюдению нотариусами законодательства о нотариате.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» Верховный Суд Республики Беларусь наделен полномочиями по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции, организационному и материально-техническому обеспечению органов судейского сообщества. Соответствующие функции исключены из компетенции Министерства юстиции и главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от  29 ноября 2013 г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» на базе структурных подразделений Министерства юстиции, Высшего Хозяйственного Суда, а в областях – на базе главных управлений юстиции была сформирована единая система органов принудительного исполнения
судебных постановлений и иных исполнительных документов. В Гродненской области на базе главного управления юстиции было создано управление принудительного исполнения и в районах – отделы принудительного исполнения.

На сегодняшний день в структуру главного управления юстиции входят: управление принудительного исполнения в составе двух отделов (отдел организации и контроля принудительного исполнения и отдел принудительного исполнения), отдел по ведению Единого государственного Регистра, вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования и общественных объединений, отдел правового обслуживания граждан, организаций и
юридической экспертизы правовых актов, отдел по архивам и делопроизводству (в составе отдела сектор архива органов, регистрирующих акты гражданского состояния) и отдел бухгалтерского учета, отчетности и хозяйственного обеспечения.

С сентября 2001 года    начальникам управления юстиции Гродненского облисполкома  назначен Сенькевич Александр Николаевич.

Родился в 1952 году в Минской области, в 1977 г. окончил Белорусский государственный университет. С 1977 г. по 2001 г. на судейской работе -
судья суда г. Гродно, судья Ленинского, Октябрьского районов г. Гродно, судья Гродненского областного суда.

Обозревая исторический путь развития главного управления юстиции Гродненского облисполкома, можно сказать, что процесс изменения будет продолжаться, поскольку значимость Министерства юстиции Республики Беларусь и главных управлений юстиции в областях в формировании правового государства постоянно возрастает.

Раздел: Новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Вверх