ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Уважаемые посетители сайта! Внимательно изучайте содержание рубрик. Для Вас в каждой рубрике содержится полезная информация: как оформить электронное обращение, как получить архивную справку, документы, выдаваемые органами загса, как согласовать наименование юридических лиц и т.д.

Опрос
Устраивает ли Вас объем доступной юридической информации?
Да
Нет

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов (далее - юридическая экспертиза) – это исследование и оценка обоснованности выбора формы акта, полноты, необходимости и приоритетности правового регулирования соответствующих общественных отношений; содержания нормативного правового акта на предмет соответствия Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники.

 

При проведении юридической экспертизы не осуществляется оценка:
       установленных в нормативных правовых актах финансовых показателей, индексов, коэффициентов, нормативов, лимитов и иных показателей, а также формул их расчета, за исключением оценки их соответствия показателям, установленным нормативными правовыми актами большей юридической силы;
       соответствия нормативных правовых актов техническим нормативным правовым актам;
       необходимости, приоритетности и полноты правового регулирования нормативными правовыми актами соответствующих общественных отношений, за исключением оценки полноты правового регулирования в части соответствия нормативным правовым актам большей юридической силы.

 

В соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 сентября 2016 г. № 761, юридическая экспертиза нормативных правовых актов проводится главным управлением юстиции в течение 10 рабочих дней. Течение срока проведения юридической экспертизы начинается со дня, следующего за днем поступления нормативного правового акта в главное управление юстиции. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов, в которых содержатся важные и (или) срочные мероприятия, подлежащие немедленной реализации, проводится не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления их в главное управление юстиции.

 

Срок проведения юридической экспертизы может быть продлен главным управлением юстиции не более чем на 10 рабочих дней в случаях:

 

необходимости проведения анализа нормативного правового акта, содержащего новые подходы к правовому регулированию в определенной сфере общественных отношений;
 

поступления в главное управление юстиции мотивированной просьбы нормотворческого органа, содержащейся в письме, подписанном руководителем нормотворческого органа, принявшего нормативный правовой акт, или его заместителем, управляющим делами местного исполнительного и распорядительного органа базового уровня (райисполкома, горисполкома), о необходимости продления срока проведения юридической экспертизы с указанием причин; 

 

если объем нормативных предписаний нормативного правового акта превышает 25 страниц;
 

в иных исключительных случаях на основании мотивированной просьбы руководителя структурного подразделения, осуществляющего юридическую экспертизу в главном управлении юстиции, либо лица, исполняющего его обязанности. 

Главное управление юстиции вправе внести в нормотворческий орган предложение о необходимости доработки нормативного правового акта посредством внесения в рабочем порядке соответствующих изменений и (или) дополнений в реквизиты и текст нормативного правового акта в следующих исключительных случаях:
       незначительное несоответствие нормативного правового акта требованиям нормотворческой техники;
       несоответствие нормативного правового акта установленным в пункте 14 названной Инструкции критериям и наличие в нем важных и (или) срочных мероприятий, подлежащих немедленной реализации, направленных на стабилизацию ситуации в экономике, социальной сфере. 
     
 
При согласии руководителя (заместителя руководителя) нормотворческого органа с необходимостью устранения имеющихся замечаний доработка нормативного правового акта осуществляется в течение 5 рабочих дней. При этом доработанный нормативный правовой акт представляется нормотворческим органом в главное управление юстиции не позднее чем за 1 рабочий день до истечения 5 рабочих дней, с приложением сопроводительного письма, подписанного руководителем нормотворческого органа или его заместителем либо управляющим делами райисполкома, горисполкома, в виде: 

 оригинала (оригиналов по количеству нормотворческих органов) и двух копий оригинала на бумажных носителях, а также его электронной копии – в случае, если представление нормативного правового акта для проведения юридической экспертизы осуществлялось на бумажном носителе;

 электронного документа – в случае, если представление нормативного правового акта для проведения юридической экспертизы осуществлялось в виде электронного документа;

 электронной копии нормативного правового акта, удостоверенной электронной цифровой подписью, – в случае, если представление нормативного правового акта для проведения юридической экспертизы осуществлялось в виде электронной копии нормативного правового акта, удостоверенного электронной цифровой подписью.

При направлении главным управлением юстиции запроса в другие государственные органы (организации) по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и имеющим значение для проведения юридической экспертизы, срок проведения юридической экспертизы приостанавливается и возобновляется на следующий рабочий день после получения ответа на запрос.

        По результатам проведения юридической экспертизы нормативного правового акта главным управлением юстиции выносится одно из следующих заключений:
        заключение, содержащее обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта критериям, указанным в пункте 14 названной Инструкции, и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (положительное заключение); 
        заключение, содержащее обоснованный вывод о несоответствии нормативного правового акта критериям, указанным в пункте 14 названной Инструкции, и недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов республики Беларусь (отрицательное заключение). 

        Юридическая экспертиза не проводится, а нормативные правовые акты возвращаются нормотворческому органу, их принявшему либо направившему, если: 
1) нормативный правовой акт не подлежит юридической экспертизе в соответствии с законодательством Республики Беларусь или им предусматривается внесение изменений и (или) дополнений, признание утратившим силу акта, юридическая экспертиза которого ранее не проводилась; 
2) не представлен один или несколько документов, указанных в пункте 6 и части первой пункта 8 названной Инструкции, и (или) не соблюдены установленные законодательством требования к их содержанию и оформлению;
3) доработанный нормативный правовой акт не представлен нормотворческим органом в порядке и срок, установленные пунктом 12 названной Инструкции;
4) нормативный правовой акт отзывается по инициативе направившего его на юридическую экспертизу нормотворческого органа, за исключением случая, если главным управлением юстиции по итогам проведения юридической экспертизы принимается решение о вынесении отрицательного заключения и в адрес нормотворческого органа направлено письмо, содержащее информацию о том. что по итогам проведения юридической экспертизы нормативного правового акта будет вынесено отрицательное заключение.
 



Раздел: Юридическая экспертиза нормативных правовых актов

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Вверх