ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Уважаемые посетители сайта! Внимательно изучайте содержание рубрик. Для Вас в каждой рубрике содержится полезная информация: как оформить электронное обращение, как получить архивную справку, документы, выдаваемые органами загса, как согласовать наименование юридических лиц и т.д.

Март 2019 (7)
Февраль 2019 (15)
Январь 2019 (10)
Декабрь 2018 (12)
Ноябрь 2018 (18)
Октябрь 2018 (19)

Управление юстиции » Актуально » Ветхие, пустующие дома

 

 

 

Извлечение из ДОКЛАДА на семинаре для представителей местных Советов депутатов и местных исполнительных комитетов Гродненской области
 

 

Ветхие, пустующие дома на сельских улицах - неприглядная сторона современной деревни. Все это, как правило, чья-то собственность, кем-то  построенная, кем-то приобретенная по договору, кем-то полученная в наследство.

Собственники жилых домов обязаны самостоятельно следить и заботиться о своем имуществе, содержать свои жилые дома в порядке, речь идет и о фасадах и о соблюдении санитарных и технических норм, и о благоустройстве своих территорий, в пределах установленного землепользования. Но как показывает практика, не все из них понимают и знают о своих обязанностях, не знают об ответственности, которая сегодня, на уровне административной, предусмотрена за неисполнение или ненадлежащее исполнение правомочий собственника, землепользователя, а соответственно содержат свое имущество бесхозяйственно. Более того, не все стремятся оформить документально свои права.  

В связи с тем, что у нас государство очень серьезно относится к вопросам наведения порядка на земле и благоустройства территорий населенных пунктов, законодательно закреплен комплекс мер, который направлен на сокращение количества пустующих и ветхих домов в сельской местности, а также на стимулирование нерадивых собственников к тому, чтобы они надлежащим образом содержали свое недвижимое имущество, использовали его по назначению.

Сельскими, поселковыми, районными исполкомами проводится определенная работа по обращению в коммунальную собственность пустующих и ветхих домов с последующим решением судьбы домов, однако, как показывают проверки контролирующих органов, не всегда такая работа основывается на регламентированной законодательством процедуре.

Основные нормативные правовые акты, определяющие порядок учета пустующих и ветхих домов в сельской местности, а также порядок обращения таких домов в собственность соответствующих административно-территориальных единиц (коммунальную собственность):

Указ Президента Республики Беларусь от 23.02.2012 № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности» (далее – Указ №100);

Положение о порядке опубликования сведений о пустующих жилых домах, подлежащих включению в регистр учета пустующих домов, находящихся в сельской местности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2006 № 559;

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 31.03.2006 № 433 «Об утверждении формы регистра учета пустующих домов, находящихся в сельской местности, и Положения о порядке ведения регистра учета пустующих домов, находящихся в сельской местности».

Для правильного применения указанных нормативных документов, необходимо понимать и знать значение таких правовых категорий как «государственная собственность», «бесхозяйное имущество», «собственник», «лица имеющие право пользования» и т.д., которые содержатся в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее – ГК), Жилищном кодексе Республики Беларусь (далее – ЖК), в Кодексе Республики Беларусь о земле.

Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц) (п. 1 ст. 215 ГК).

Право коммунальной собственности возникает как по общим основаниям возникновения права собственности: строительство, приобретение и т.д., так и по специальным основаниям.

Так, например, в коммунальную собственность поступает бесхозяйное недвижимое имущество (ст. 226ГК), недвижимое имущество, признанное выморочным (ст. 1039 ГК), и др.

Основные положения, предусматривающие общее понятие бесхозяйных вещей и регулирующие порядок их учета и обращения в коммунальную собственность изложены в ст. 226 ГК.

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 226 ГК). 

При этом не следует смешивать понятие «бесхозяйное имущество» с бесхозяйственно содержащимся имуществом, когда собственник не принимает надлежащих мер к его сохранению.

Общий порядок и особенности рассмотрения гражданских дел о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь урегулирован ст.ст. 379, 380 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. То есть, как для признания недвижимого имущества бесхозяйным, так и для признания наследственного имущества выморочным гражданским законодательством предусмотрен всегда судебный порядок.

Пунктом 3 ст. 226 ГК предусмотрено также общее правило о том, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учеторганизациями по государственной регистрации по заявлению соответствующего государственного органа, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Согласно же Указу № 100 пустующие и ветхие дома в сельской местности не подлежат постановке на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в территориальных организациях по государственной регистрации, а для сноса, например, ветхого жилого дома не всегда требуется решение суда.

Целью принятия Указа № 100 (вступил в силу с 1.09.2012), а до него Указа Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. № 70 «О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности» (утратил силу 1.09.2012) было, в том числе упрощение процедуры признания пустующих жилых домов бесхозяйными. Если сравнивать Указ № 70 с Указом № 100, то в последнем были уточнены правовые основания и порядок отнесения жилых домов к числу пустующих или ветхих, а также упразднены отдельные процедуры.

Установленный Указом № 100 порядок распространяется на обращение в коммунальную собственность жилых домов, расположенных только в сельской местности, под которой понимаются территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, а также иных населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящих вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов.

То есть обращение в коммунальную собственность жилых домов, расположенных не на территории сельской местности, например, в городе Гродно, – происходит по общим основаниям и в порядке, установленным гражданским и гражданским процессуальным Кодексами. 

Подпустующими домами понимаются расположенные в сельской местности жилые дома (за исключением жилых домов, находящихся в государственной собственности) с хозяйственными и иными постройками или без них, в отношении которых на 1 января каждого календарного года имеются достоверные сведения о том, что в течение последних 3-х лет подряд лица, имеющие право пользования ими, проживают в них в совокупности менее 1-го месяца в календарном году, т.е. непрерывно не проживают, и в отношении которых не представлены письменные уведомления о намерении использовать их для проживания (абзац второй п. 1 Указа № 100).

Если собственник жилого дома:

1) сам использовал этот дом для проживания в совокупности менее 1-го месяца в календарном году в течение последних 3-х лет подряд либо не использовал такой дом для проживания лица, которое имеет право пользования домом,

2) и собственник не представил в исполнительный комитет первичного территориального уровня (городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы) письменное уведомление о намерении использовать такой дом для проживания,  –

такие обстоятельства фактически приравниваются к отказу от права собственности на него.

Возвращаясь к понятию, что такое бесхозяйный дом, мы видим, что отказ от права собственности – это одно из оснований для признания имущества бесхозяйным.

Согласно ЖК и ГК основаниями для возникновения у граждан права собственности на жилое помещение являются:

строительство, реконструкция капитальных строений (зданий, сооружений);

приватизация, наследование жилого помещения;

передача гражданам в собственность жилого дома (доли в праве общей собственности на жилой дом) при сносе жилого дома в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд; в случае признания жилого дома вследствие определенных обстоятельств не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, аварийным или грозящим обвалом.

Право собственности на жилой дом может возникать у граждан на основании заключенных договоров купли-продажи, мены, дарения или иных сделок об отчуждении этого имущества, а также в иных случаях.

Основными документами, которые подтверждают права собственников, должны быть: сведения о жилом доме из книг похозяйственного учета; сведения из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на капитальное строение территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Собственно договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, решение исполкома о приватизации не должны приниматься в качестве документа, подтверждающего право собственности. Потому что согласно статье 131 ГК государственной регистрации подлежит как само недвижимое имущество, то есть жилой дом, так и права на него и сделки с ним. Это же требование закреплено в Законе Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Это означает, что каким бы ни было основание для возникновения права собственности на жилой дом (как сама сделка по отчуждению жилого дома, так и переход права собственности на жилой дом, а также возникновение права собственности на построенный дом), – оно подлежит государственной регистрации в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

При этом ЖК, который вступил в силу со 2 марта 2013 года, введена обязанность обратитьсяза государственной регистрацией прав на жилые помещения не позднее 3-х месяцев со дня получения документов, необходимых для оформления прав на жилые помещения, или заключения гражданско-правовых договоров.

Нарушение приобретателем сроков такой регистрации влечет наложение административного взыскания(статья 23.77. Невыполнение обязанности по обращению за государственной регистрацией в отношении объектов недвижимого имущества).

Установлен срок для регистрации прав на земельные участки,  унаследованные после 01.01.2009, – 18 месяцев.

Предусмотрен индивидуальный порядок для возникновения права собственности на жилой дом, находящийся в сельском населенном пункте, сведения о котором внесены в похозяйственную книгу сельского исполнительного комитета до 19 марта 1985 г. и который с этой даты не являлся предметом купли-продажи либо мены, – здесь также необходимо зарегистрировать на него права в регистрационной книге о правах, ограничениях (обременениях) прав на капитальное строение территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

В настоящее время случаев, когда на жилой дом и земельный участок не оформлены права, должно быть мало. Все годы, начиная с 2003-го, велась последовательная работа с тем, чтобы стимулировать наших граждан оформлять свои права на жилые помещения и земельные участки, при этом процедура оформления прав на жилые дома в сельской местности все время упрощалась.

А такие случаи, когда нет собственника, например, он умер или он не известен либо не известно его место жительства, – и есть основание, чтобы начинать с таким жилым домом процедуру признания его пустующим и вследствие этого бесхозяйным.

Помимо государственной регистрации в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, имеет значение и информация, которая содержится в книгах похозяйственного учета. Такой учет содержит подробнейшую информацию обо всех домохозяйствах, расположенных на территории сельсовета.

Порядок ведения похозяйственного учета определен в Инструкции об организации ведения похозяйственного учета, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.11.2005 № 1273.

На каждое домохозяйство в похозяйственной книге открывается отдельный лицевой счет. В заглавной части лицевого счета в похозяйственной книге указываются номер лицевого счета домохозяйства, фамилия, имя и отчество собственника.

В книге учета отдельных категорий населения, проживающего на территории сельсовета, указываются собственники жилых помещений, фактически проживающие на территории сельсовета, но зарегистрированные в городах и поселках городского типа и дома, не имеющие собственника.

Понятие собственника важно как для процедуры признания жилого дома пустующим, так и признания его ветхим.

Следующая категория, с которой необходимо разобраться – это лица (помимо собственников), которые имеют право пользования жилым домом.

Об этих категориях подробно написано в статьях 23, 24, 49, 52, 56 и 57 ЖК.

Это, например, члены семьи собственника, бывшие члены семьи собственника, лица, проживающие в жилом доме на основании договора найма, договора пожизненного содержания с иждивением и т.д.

Документами, подтверждающими права отдельных граждан на пользование жилым домом, будут, прежде всего, документы, подтверждающие факт их регистрации по месту жительства и месту пребывания.

Это книги похозяйственного учета для сельисполкомов, где записываются члены домохозяйств, которые постоянно проживают на территории сельсовета. Делаются в похозяйственной книге отметки о временном отсутствии граждан по причине:

обучения в учреждениях образования;

работы за пределами территории сельсовета и временно проживающим по месту работы;

призыва на военную службу;

направления в места лишения свободы;

выбытия в социально-педагогические учреждения, дома инвалидов, на длительное лечение в учреждения здравоохранения, находящиеся за пределами территории сельсовета.

Отражаются в таких книгах сведения о нанимателях, поднанимателям, зарегистрированных на территории сельсовета, но фактически проживающих в городах, поселках городского типа.

При условии, что книги ведутся в соответствии с Инструкцией об организации ведения похозяйственного учета, можно получить максимум полезной и необходимой информации, в том числе для целей применения Указа № 100.

Документами, подтверждающими право пользования жилым домом, факт регистрации по месту проживания или пребывания в жилом доме, помимо сведений из книг похозяйственного учета, являются: сведения из ЖЭСов, расчетных центров и других организаций, эксплуатирующих жилищный фонд; договоры найма (поднайма) жилого дома, письменное соглашение о признании членом семьи, которые подлежат регистрации в исполкомах соответствующих уровней, а, следовательно, в исполкомах имеются о них данные.

Административная ответственность предусмотрена и за проживание без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность (статья 23.53 Проживание без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность).

Указ Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» предусматривает, что каждый гражданин обязан зарегистрироваться по месту жительства в пределах Республики Беларусь и обязан либо вправе зарегистрироваться по месту пребывания в пределах Республики Беларусь.

При этом пользоваться как минимум 1 месяц в календарном году в течение последних 3-х летподряд и письменно уведомить о намерении использовать дом, который может быть отнесен к категории пустующих, должен собственник, то есть тот, кто подтвердил это документально, или Вами получены документы, которые свидетельствуют о его правах собственника.

Наследники – это не только те, кто перечислен в  статьях 1056-1064 ГК, а также те, кто вне зависимости от основания наследования по закону либо по завещанию, в том числе приняли это наследство, а значит, подали в установленный шестимесячный срок для принятия наследства соответствующее заявление в нотариальную контору либо сельисполком выдавал им справку о том, что они фактически вступили в наследство (обрабатывали земельный участок, принимали меры к сохранению имущества и др.), либо это те, кто был зарегистрирован по месту жительства вместе с умершим на момент его смерти, – а последние, перечисленные здесь сведения, всегда исходят только от сельисполкомов, а значит у них имеется в наличии такая информация.

Информацию о том, подавали ли в нотариальную контору наследники заявление о принятии наследства и (или) выдаче свидетельства о праве на наследство в соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» можно выдать только перечисленным в нем лицам. В частности, это может сделать суд, по Вашему ходатайству при рассмотрении заявления о признании жилого дома бесхозяйным. (Юридически заинтересованные в исходе дела лица могут заявлять ходатайства об обеспечении доказательств, собирании их с помощью судебных поручений, применении для закрепления доказательств технических средств, а также о совершении других процессуальных действий в целях получения доказательственной информации. Письменные ходатайства приобщаются к делу, устные заносятся в протокол судебного заседания.

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению сразу после его заявления. О результатах рассмотрения ходатайства суд выносит мотивированное определение (статья 233 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь).

Обратите внимание, что дажепри невозможности проживания или обеспечения проживания иных, имеющих право пользования лиц в доме в течение установленного законодателем срока, собственники, а также обладатели права хозяйственного ведения или оперативного управления на жилые дома могут сохранить свою недвижимость путем направления в исполком по месту нахождения жилых домов уведомлений о намерении использовать пустующий дом для проживания.

Причем такие уведомления должны направляться до истечения 3-летнего периода, во время которого в жилых домах непрерывно не проживают лица, имеющие право пользования ими, как самими собственниками, так и уполномоченными ими представителями – это законные представители, например, родители несовершеннолетних детей, опекуны либо лица, действующие по доверенности.

По существу, собственник либо обладатель указанных вещных прав на имущество должны сами отслеживать, как долго пустует дом, и успеть подать уведомление в исполком до того, пока не истечет срок в 3 года с того момента, как дом начал пустовать.

Копия поданного уведомления о намерении использовать пустующий дом для проживания, заверенная председателем исполкома, лицом, исполняющим его обязанности, выдается на руки собственнику с указанием даты подачи уведомления или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении.

Есть исключение (в части третьей п. 3 Указа № 100), когда уведомления могут подаваться не только указанными лицами, но и лицами, имеющими право пользования жилым домом, но только тогда, когда они заранее знают, что они не будут проживать в жилом доме непрерывно в течение 3 лет подряд. В частности, к таким случаям отнесены случаи перевода лиц, имеющих право пользования жилым домом, на работу в другую местность, призыва их на военную службу, направления в служебную командировку, в медицинское учреждение, лечебно-трудовой профилакторий, на обучение в учреждение образования, назначения им отбывания наказания в виде лишения или ограничения свободы. Однако, в этих случаях, исполком должен запросить информацию, подтверждающую указанные факты, у соответствующих государственных органов, иных организаций и не включать такие дома в регистр учета пустующих домов, находящихся в сельской местности.

Учет и обследование пустующих домов

На исполкомы базового территориального уровня (городские (городов областного подчинения), районные исполкомы) пунктом 2 Указа № 100 возложена обязанность вести регистр учета пустующих домов, находящихся в сельской местности, и в целях его формирования в исполкоме должна создаваться комиссия по обследованию состояния жилых домов.

Регистр ведется в порядке, определенном Положением о порядке ведения регистра учета пустующих домов, находящихся в сельской местности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2006 № 433, им же утверждена форма регистра учета пустующих домов, находящихся в сельской местности. 

Комиссия по обследованию должна проводить осмотр жилых домов и в случае выявления соответствия жилого дома критериям пустующего дома составлять заключение о его состоянии.

При наличии в пустующем доме движимого имущества комиссией по обследованию составляется его опись (наименование, основные отличительные признаки, степень износа и другие сведения), которая прилагается к заключению.

Порядок обращения в коммунальную собственность пустующих домов

В 3-дневный срок с даты составления заключения исполком должен направить собственнику заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении извещение, о предстоящем включении жилого дома в регистр, а в случае, если собственник неизвестен или неизвестно его место жительства, принимает меры по его розыску в соответствии с законодательством через органы внутренних дел и помещает сведения о пустующем доме в периодических печатных изданиях и  иных средствах массовой информации.

Если исполкому первичного уровня и комиссии по обследованию жилых домов райисполкома, так и не удалось на основании, имеющихся в распоряжении документов и сведений установить собственника жилого дома, сюда же отнесем случай, когда собственник умер и никто из наследников не представил документы, подтверждающие их права,  либо есть сведения о собственнике, но неизвестно его место жительства – то ответственное должностное лицо комиссии райисполкома направляет материалы для розыска собственника в органы внутренних дел.

Опубликование сведений о пустующих жилых домах, подлежащих включению в регистр учета, происходит тогда, когда собственники неизвестны или неизвестно их место жительства. Порядок опубликования и состав указанных сведений определен Положением о порядке опубликования сведений о пустующих жилых домах, подлежащих включению в регистр учета пустующих домов, находящихся в сельской местности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2006 № 559.

В 2-месячный срок с даты составления заключения, но не ранее чем через месяц после вручения собственнику извещения о предстоящем включении жилого дома в регистр, а в случае, если принятыми мерами по розыску собственника не установлена его личность или место жительства, не ранее чем через месяц после опубликования сведений о пустующем доме, райисполком принимает решение о включении жилого дома в регистр (часть шестая п. 4 Указа № 100).

Если же собственник на данном этапе обратится в исполком с уведомлением о намерении использовать пустующий дом для проживания до принятия этим исполкомом решения о включении жилого дома в регистр, такой жилой дом не подлежит включению в регистр.

В последствии, если собственник недвижимого имущества все-таки не объявится в течение 1 месяца со дня включения жилого дома в регистр, райисполком либо по его поручению сельисполком обязан на основании выписки из регистра и заключения (согласно пункту 6 Указа № 100) подать в суд по месту нахождения пустующего дома соответствующее заявление, в частности, – о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы.

При этом на данном этапе райисполком в течение 3 календарных дней со дня подачи в суд заявления также обязан проинформировать об этом территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении собственнику пустующего дома (при наличии сведений о нем) извещение о подаче в суд соответствующего заявления (п.7 Указа № 100).

Установленная процедура неоднократно предоставляет собственнику возможность заявить о своем намерении использовать жилой дом по назначению.

Процедура в Указе № 100 расписана подробно и её нужно буквально исполнять.

Если же должностные лица самостоятельно устанавливают факт проживания собственника менее месяца в течение 3-х лет подряд, а делается это, как правило, способом опроса местных жителей, соседей, как для сельисполкомов, так и для комиссий райисполкомов, то необходимо составлять об этом соответствующие документы и акты.   

Процедура обращения в коммунальную собственность как пустующих, так и ветхих домов, подробно расписана в Указе № 100.

Успех в этом деле гарантирован, если:

1) собственникам либо потенциальным собственникам разъясняется о их правах и обязанностях в отношении жилых домов, в частности, им разъясняются последствия, которые могут наступить для них в результате их небрежного отношения к оформлению документов, подтверждающих их права собственности,

2) при этом скрупулезно соблюдается установленная Указом № 100 процедура, как в отношении сроков извещений и уведомлений, так и принятия соответствующих решений, если исключен небрежный подход к подготовке и оформлению материалов в суд, представлению доказательств.

На уровне районного исполнительного комитета должна была быть проведена организационная работа о распределении обязанностей, в части создания и функционирования комиссий, осмотра пустующих домов, подготовки проектов решений, ведения регистра и праворазъяснительной работы, и т.д.

Если этого нет – нет и эффективности такой работы. В связи с чем, по инициативе Гродненского областного Совета депутатов подготовлен для Вас примерный проект решения по вопросам организации работы с пустующими домами, который рекомендуется для использования.

Более того, имеются материалы, которые отражают пошагово всю процедуру признания домов пустующими, и всю процедуру, связанную с их дальнейшей судьбой, в том числе, в случае признания судом бесхозяйным пустующего дома. Используя их, Вам – как специалистам, ответственным за реализацию положений Указа № 100, будет проще работать.

Такой же материал о пошаговой процедуре разработан и в отношении ветхих домов.

Поэтому остановлюсь только на некоторых ключевых моментах, которые могут вызывать вопросы, при осуществлении процедуры признания домов ветхими.

Ветхие дома – расположенные в сельской местности (за исключением жилых домов, находящихся в государственной собственности) с хозяйственными и иными постройками или без них, признанные в установленном законодательством порядке не соответствующими санитарным и техническим требованиям или непригодными для проживания, в отношении которых на 1 января каждого календарного года имеются достоверные сведения о том, что данные дома содержатся бесхозяйственно, лица, имеющие право пользования ими, в течение последнего года не проживают в них и не принимают мер к восстановлению этих домов для использования по назначению (абзац 3 п.1 Указа № 100).

Здесь используются те же понятия «собственники», «лица, имеющие право пользования», но помимо требований, предъявляемых к собственникам пустующих домов, появляется понятие «бесхозяйственное содержание» – этокогда собственник не принимал и не принимает надлежащих мер к сохранению имущества, а также присутствует фактор несоответствия такого дома санитарным и техническим нормам или непригодности его для проживания.

Процедура признания жилого дома не соответствующим санитарным и техническим требованиям или непригодным для проживания предусмотрена статьями 15, 16 ЖК и Положением о порядке обследования состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и принятия решений об их восстановлении для использования по назначению, либо о переводе в нежилые, либо о сносе непригодных для проживания жилых домов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28 марта 2013 г. № 221.

Для рассмотрения вопросов признания одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям райисполкомом образуется постоянно действующая межведомственная комиссия (далее - межведомственная комиссия). При рассмотрении вопроса о несоответствии таким требованиям жилых домов, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, в состав межведомственной комиссии включается также председатель поселкового, сельского исполнительного комитета.

Вы видите перечень условий, которые дают основание для признания дома ветхим, и для того, чтобы признать ветхим дом - необходимо наличие всех этих условий в совокупности, как только одно из них отсутствует, нельзя этого делать.

Есть другие законные способы влияния на собственников, которые содержат свое имущество бесхозяйственно. Они содержатся в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях – статья 21.13. Нарушение архитектурного решения фасада здания или сооружения, статья 21.14. Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов, статья 21.16. Нарушение правил пользования жилыми помещениями.

Основания обращения в коммунальную собственность ветхих домов, находящихся в сельской местности, отличаются от аналогичных в отношении пустующих домов.

Так, находящиеся в сельской местности ветхие дома:

по решению суда, принятому на основании заявления исполкома первичного территориального уровня, могут быть изъяты у собственников путем их выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполкому для продажи с публичных торгов – в случае наличия возможности и целесообразности восстановления их для использования по назначению, в т.ч. путем проведения их капитального ремонта или реконструкции;

по решению исполкома первичного территориального уровня с согласия собственников могут быть снесены – в случае невозможности или нецелесообразности восстановления их для использования по назначению, в т.ч. путем проведения их капитального ремонта или реконструкции (часть первая п.10 Указа № 100).

       Еще один момент, на который стоит обратить внимание и это необходимо разъяснять собственникам и пустующих, и ветхих домов, – они вправе самостоятельно произвести отчуждение таких домов до получения извещения о подаче местным исполнительным комитетом заявления в суд о признании пустующего жилого дома бесхозяйным либо изъятия ветхого дома, либо до принятия решения исполкома о сносе ветхого дома.

 

 

Первый заместитель начальника главного управления

юстиции Гродненского облисполкома       Е.И.Юргель 


Раздел: Актуально

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Вверх